28 февраля 2015

ВЫБОР. ТРЕТИЙ ШАГ. Лекция для родственников зависимых

Прежде чем начать что-то новое, неплохо лишний раз вспомнить с чего все началось и хотя бы обобщенно взглянуть на пройденный путь. Для всех дорога выздоровления начинается с определения и принятия болезни, которое в нашем случае невозможно без признания своего бессилия справиться с проблемой самостоятельно – Первый шаг. Далее следует поиск решения проблемы и осознание того, что решение возможно с помощью силы более могущественной, чем собственная. Такая осознанность включает в себя ответы на вопросы: «Что это за сила?», «Чем она поможет?» и «Что я в результате получу?» – Второй шаг. Тот, кто проделал этот путь, уже понимает, что это не прогулка по асфальтированной дорожке в парке, а скорее восхождение на гору, вершину которой не видать. Есть, правда, небольшое облегчение от ощущения, что я не один, что рядом такие же, как я, которые поддерживают и которые на собственном опыте знают, что со мной происходит; и даже есть те которые немного впереди и могут протянуть руку помощи. Надо только решить – идти или не идти…

Третий шаг – это выбор. Между чем? Между старой жизнью и новой, между болезнью и выздоровлением. Схематично это выглядит так.


Глядя на рисунок, можно сделать некоторые предварительные выводы. Первый – эти три шага представляют собой вполне определенный цикл, и об этом мы обязательно вспомним чуть позже. Другой вывод – третий шаг – в любом случае совершённый выбор: или человек что-то делает для своего выздоровления, или – для болезни. Даже если, казалось бы, он бездействует – это все равно выбор в сторону созависимости, ведь в такой пассивности ничто не препятствует течению заболевания.
Теперь более детально. Третий шаг звучит так: «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали» (Made a decision to turn our will and our lives over to the care of God as we understood Him). «Приняли решение» – первые слова и первая трудность. Оказывается, принимать решение за себя не так-то просто. А вдруг ошибусь, вдруг сделаю что-то неправильно и т.д. и т.п. Почему так? Откуда столько блокирующих сомнений? Ведь выбор, вроде, абсолютно очевиден – либо воля Высшей силы и путь к здоровой жизни, либо своеволие и очередной виток болезни. Ответ достаточно прост. Созависимые разучились принимать решения касаемо себя, или, говоря попросту, не умеют это делать. Многолетние взаимоотношения с близкими зависимыми сводились к тому, что за них постоянно что-то решалось. Их надо было спасать, за ними нужен был «глаз да глаз», их надо было лечить, откупать от милиции, учиться за них – они, они, они... Это бесконечный список, из которого состоит жизнь созависимого и в котором нет места для «Я». Как решать что-то за себя – безнадежно забыто. Кроме того, работа по Программе начинается, как правило, когда человек оказался в отчаянном положении Жертвы и на принятие каких-нибудь решений уже нет ни желания, ни сил. Это тупик. Какой же здесь выход? Тут как раз уместно вспомнить о цикличности Программы, о которой вскользь говорилось выше. Программа «12 шагов» – это не простой список поэтапных действий и не банальный перечень чьих-то странных умозаключений. Это действительно программа (как компьютерная программа или школьная программа), которая предполагает собой наличие повторения определенных действий пока не наступит качественное изменение. В нашем случае созависимый, который не готов еще что-то решать за себя, возвращается к Первому шагу, сталкивается со своим бессилием, с безумием, которое представляла из себя его жизнь; понимает, что сам с этим не справиться и помочь ему может только Высшая сила (Второй шаг) и вот он опять стоит перед выбором. Таким образом, решение, в конечном счете, принимается, болезнь останавливается – человек выздоравливает. Так работает Программа и если она запущена, то приходит время, и эти постоянные циклы становятся молниеносными и даже не осознаются.
Чего же касается принятое решение? Оно относится к «нашей воле и нашей жизни». В целом, это воспринимается очень пафосно и сложно. Но не зря есть такая поговорка: «Программа «12 шагов» – это простая программа для сложных людей».
«Воля» в русском языке имеет огромное количество значений – желать, велеть, внушать, требовать, заставлять; хотение, решимость, свобода, раздолье. Но все это множество можно свести фактически к двум толкованиям: «я хочу» и «я имею право» – решимость и свобода. И это вторая трудность. Двойной смысл слова «воля» дает возможность болезни начать хитрую игру с подменой, которая называется «Лишение воли», т.е. «Неволя», а это уже воспринимается однозначно. Отсюда появляются обесценивающие высказывания о сектантстве и зомбировании членов Ал-Анон, как естественный результат их несвободы. Но давайте посмотрим на оригинальный текст. Английское слово «will» переводится как существительные «воля, желание» и как глаголы «хотеть, желать» и «заставлять, велеть». Становится очевидным, что ни о какой «свободе-несвободе» речь не идет, а только о своевольном «хочу-нехочу». Таким же образом снимается морально-религиозный окрас со слова «препоручить», потому что по-английски «turn» означает «вертеть, поворачивать», т.е. менять направление. Общая картина становится простой и понятной: выбор в Третьем шаге Программы заключается в изменении направленности своей воли или, по-другому, в развороте своих хотений к соответствию с тем, чего хочет заботящаяся Высшая сила или Бог, как мы его понимаем. Такое понимание Шага устраняет и другую крайность, характерную для начинающих выздоравливающих, а именно полное перекладывание ответственности за свое выздоровление на Бога, что само по себе уже нечестно, т.к. все знают, что человек – это не радиоуправляемый механизм и даже Бог не в состоянии лишить его свободы выбора. Воля человека – это мобилизация ЕГО внутренних ресурсов для достижения цели, и Высшая сила может лишь подсказать, достижение какой цели служит ему во благо, а какой – во вред. Если совсем просто, то «препоручить свою волю Богу» означает постоянную сверку своей воли с Его волей: вот я хочу то-то и то-то, а чего хочет Бог?
Конечно, возникает закономерный вопрос: «Как узнать волю Высшей силы?» Воля ВС, её «хочу» – это прежде всего коллективная мудрость Ал-Анона, опирающаяся на личный опыт выздоровления его участников, это девизы Программы «12 шагов» и её рекомендации, это знания консультантов и специалистов по химической зависимости и созависимости. И везде, что называется, распахнуты двери, потому что Высшая сила действительно ХОЧЕТ помочь в Вашем выздоровлении.
Вернемся к формулировке Третьего шага. Что значит «препоручить нашу жизнь»? Здесь тоже не следует «мудрствовать лукаво» о Божественной природе человека или философствовать о конечности бытия. Человеческая жизнь – это беспрерывная деятельность и только благодаря ей он ощущает себя живым. Одной воли или просто желания недостаточно – даже если они соответствуют воле Бога, нужны действия подтверждающие их. Препоручить жизнь Богу значит все ежедневные, еженедельные, конкретные, существенные и незначительные, весомые и маловажные действия направить на своё выздоровление. Совершая в Третьем шаге выбор в пользу выздоровления, созависимый ставит перед собой глобальные цели, которые в общем виде определены в Молитве о душевном покое: «Боже! Дай мне ясный ум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество изменить то, что я могу; и мудрость отличить одно от другого. Аминь!» В ней звучат просьбы о том, чего лишила его болезнь, об тех недостатках, которые необходимо восполнить. В подтверждение этому можно добавить, что слова «цели»,  «целый», «целостностный» – однокоренные, а значит, обнаружение своих дефектов, как следствие разрушительной деятельности болезни созависимости, будет автоматически определять цели выздоровления.
Но, прежде всего, необходимо восстановить систему ценностей, в которой болезнь совершила фундаментальные перестановки. Чтобы это было легче осуществить, вспомним иерархию потребностей человека.


Пирамида потребностей имеет восходящую структуру: от низших – базовых, до высших – духовных потребностей. При этом видно, что неудовлетворенность потребностей более низшего порядка, будет значительно уменьшать актуальность потребностей более высшего порядка. Действительно, если человеку угрожает голод или холод, то он вряд ли будет чрезмерно заботиться об эстетической стороне своего существования. Или, например, условия жизни неожиданно становятся небезопасными: война, эпидемия, радиация и т.п., немедленно будут предприняты любые попытки для своего спасения и плевать на уважение и социальный статус.
Для чего об этом говорится? Дело в том, что система ценностей человека тоже имеет свою иерархию, и она удивительным образом соответствует его потребностям, только в перевернутом виде. Чтобы было более наглядно, представим это в виде сравнительной таблицы.

Потребности
Ценности
Физиологические (витальные) потребности.
Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности)
Я сам – моё здоровье. Высшая сила, Бог
Потребность в принадлежности и любви
Муж (жена)
Потребность в уважении (почитании)
Дети, единоверцы (единомышленники)
Познавательные потребности
Работа, сослуживцы
Эстетические потребности
Хобби

Это, конечно, крайне упрощенный вариант, который только схематично отражает ценностную структуру и требует более тщательной и детальной проработки в жизни конкретного человека. Но даже такое общее представление дает возможность созависимому увидеть, какие трансформации произвела болезнь с его личностью: что-то переставила местами, а что-то «ампутировала» – у всех конечно по-разному, но абсолютно для всех – самая главная ценность человека – ОН САМ – утратила свою приоритетность и обесценилась.
Чтобы навести здесь порядок, необходима вера. Не пассивное ожидание чуда или суеверная предубежденность – «вера без действий мертва». Как говорил апостол Павел, необходимо «осуществление ожидаемого»  – собственная деятельность по восстановлению «разваленной» жизни. Но это не может быть и «слепым» фанатизмом, когда созависимый от боли и отчаяния бросается в другую крайность – идеализирует Программу, фактически становясь зависимым от неё. Третий шаг дает нам правильное понимание веры.
Есть Я и есть Бог, и Я не Он. Я не вездесущ. Я – это НАСТОЯЩИЙ момент моей жизни – в прошлом это уже не Я, а в будущем – еще не Я. Я осознаю себя живым только здесь и теперь, и только прямо сейчас Я чувствую внутреннюю уверенность, что Я ЕСТЬ. Всё, что вне Меня, всё, что там и потом, я отдаю на волю Высшей силы. И если Я, прямо сейчас, своё внутреннее осознание того, что Я ЕСТЬ, буду подтверждать конкретными действиями, моя уверенность в себе будет расти, а вера – укрепляться. «Сегодня я выздоравливаю, а о том, что будет завтра позаботится моя любящая ВС» – это утрированная формула Третьего шага.
Теперь вернемся от красивой теории к болезненной действительности. Какие же практические действия необходимо выполнять в «здесь и сейчас»? Все они представлены в виде Рекомендаций для родственников алкоголиков/наркоманов, если делать всё, что в них содержится – выздоровление неизбежно. Кроме того, необходимо понимать, что всё и сразу изменить невозможно. Достижение общей для Вас цели – это путь и он имеет свою этапность, а каждый этап характеризуется своим набором решаемых проблем. Поэтому с помощью группы Ал-Анон, спонсора по шагам или специалиста по созависимости определяется список насущных вопросов, требующих немедленного разрешения. Каждый вопрос формулируется как задача или как цель, осуществляемая в настоящем.
Крайне важно вести дневник чувств, который:
-               развернет Ваше внимание на себя;
-               будет способствовать «оттаиванию» эмоциональной сферы;
-               позволит контролировать своё поведение;
-               будет служить материалом для ежедневного самоанализа и др.
В заключение, хочется привести некоторые утверждения основанные на личном практическом опыте.
Третий шаг останавливает развитие болезни. Он наносит сокрушительный удар по двум самым тяжелым симптомам созависимости – своеволию и отрицанию. Во-первых, благодаря зарождающейся вере и начавшей формироваться здоровой системе ценностей, болезни не так-то просто будет вернуть выздоравливающего созависимого к его прежней безумной жизни – ему уже есть что терять. Во-вторых, известно и выше это было детально представлено, что Третий шаг несет в себе двойное «жало» против болезни: решимость и деятельность. Это два уровня «обороны». Если в каком-нибудь конкретном случае не сработает один, то всегда есть в запасе второй. Например, сын-алкоголик на коленях умоляет маму дать денег на опохмел и она всем сердцем хочет (т.е. решимости уже нет) избавить его от физических страданий, вызванных абстиненцией, но на уровне действий у неё сохраняется шанс это не сделать потому, что благодаря Программе она уже знает, что этим проблемы сына не решаться, а только усугубятся, а её жизнь может стать еще опаснее и страшнее. В-третьих, выздоравливающий приобретает практический навык самостоятельной работы с одержимостью и компульсивностью (зависимый сказал бы по-простому: «работа с тягой» – да-да, она у вас тоже есть), верно понимая суть слов «препоручение своей воли Богу».
И последнее, проработанный Третий шаг дает устойчивую ремиссию. По аналогии с выздоровлением от зависимости – это ещё не трезвость, но чистота. Она становится главной ценностью и необходимым условием для дальнейшего продвижения по Программе, от осознанности – к осмысленности.

К трезвости…

Комментариев нет:

Отправить комментарий